тел. для справок: (727) 327-14-19

схема проезда

Loading

Новые публикации

Ближайшие события

Школа дизайна "3D-Yгольник"

Ближайшие курсы

Автор статьи: Асель Аскарова,

дизайнер,

инструктор в школе Дизайна и Компьютерной графики

"3D-Угольник"

 

ПСИХОЛОГИЯ ВОСПРИЯТИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ

 

1. Что такое «цвет» и «цветовое ощущение»?

Цвет - это осознанное зрительное ощущение объектов материального мира. Первым, кто попытался создать стройную систему цветов и дать им описание, был Леонардо да Винчи. Он выделил шесть «простых цветов»:  белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный и два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

В подавляющем большинстве случаев цветовое ощущение возникает в результате воздействия на глаз потоков электромагнитного излучения из диапазона длин волн, в котором это излучение воспринимается глазом (видимый диапазон - длины волн от 380 до 760 нм).

Иногда цветовое ощущение возникает без воздействия лучистого потока на глаз - при давлении на глазное яблоко, ударе, электрическом раздражении и др., а также по мысленной ассоциации с др. ощущениями - звука, тепла и т.д., и в результате работы воображения.

В общем случае цвет предмета обусловлен следующими факторами: его окраской и свойствами его поверхности; оптическими свойствами источников света и среды, через которую свет распространяется; свойствами зрительного анализатора и особенностями ещё недостаточно изученного психофизиологического процесса переработки зрительных впечатлений в мозговых центрах.

Цвет служит средством общения. Цвет помогает торговать. Цвет - это сила, которая стимулирует продажи практически любого потребительского продукта. Профессионалы дизайна, графики и полиграфисты прекрасно знают, что цвет является ключевым фактором в процессе торговли, поскольку играет важную роль при принятии решения о покупке. Он пробуждает в покупателе целую вереницу эмоций, притягивающих его к тому или иному товару.

 

2. Психология восприятия цвета

Психологами давно установлено, что цвет значительно влияет на психоэмоциональное восприятие человеком различных вещей. Ведь цвета обращаются к чувствам, а не к логике человека.

Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации, вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет означает или символизирует:

·         красный: в Америке - любовь, в Китае - доброту, праздник, удачу, в России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь;

·         желтый: в Америке - процветание, в России - солнечность и разлуку, в Сирии - траур, смерть, в Индии - великолепие, в Бразилии - отчаяние;

·         зеленый: в Америке - надежду, в Китае - роскошную жизнь, в Индии - мир и надежду;

·         голубой: в Америке - веру, в Индии - правдивость, в Китае - один из траурных цветов;

·         синий: в России - ночной покой;

·         фиолетовый: в Индии - печаль и утешение, в Бразилии - печаль;

·         белый: в Америке - чистоту и мир, в Китае - подлость, опасность, траур; в Европе - молодость;

·         черный: в Америке - символизирует сложную, чрезвычайную ситуацию, в Китае - честность.

При создании дизайна, будь-то фирменный стиль компании или упаковка нового продукта, нужно учитывать определенную зависимость между цветовым решением и естественным восприятием его человеком. Все должно работать на цель - привлечь внимание, заинтересовать, вызвать нужные эмоции.

При разработке логотипов и других графических элементов мы исходим из того, что образ созданный нами должен иметь визуальную силу и гармонию. Значение цвета в рекламе огромно. Грамотно поставленная задача и профессионализм дизайнера - важные составляющие в успешности любого проекта.

То, как будут воспринимать Ваш продукт потребители зависит от многих факторов. Дизайн и цвет упаковки, как известно, определяет первое впечатление покупателя о товаре. Цвет может привлекать и отталкивать, вселять чувство спокойствия и комфорта или наоборот возбуждать, тревожить. Каждый цвет имеет свой психологический подтекст (смысл).


         Итак рассмотрим, каким образом тот или иной цвет влияет на психофизиологической и эмоциональное состояние человека.

Красный. Длина волны самая большая, поэтому его влияние максимально. Возбуждающий, согревающий, активный и энергичный цвет, проникает и активизирует все функции организма. Стимулирует нервные центры, заряжает энергией мышцы и печень. Способен увеличивать мышечное напряжение (допинг), повышать давление и ускорять ритм дыхания.  

Оранжевый. Тонизирующий цвет. Действует в том же направлении, что и красный, но в меньшей степени, улучшает пищеварение, способствует омолаживанию, раскрепощению, укрепляет волю, освобождает от чувства подавленности. Однако избыток оранжевого может вызвать перегрев организма (т.е. он более тепловой чем красный).

Желтый. Тонизирующий цвет. Физиологически оптимальный. Наименее утомляющий, стимулирует зрение и нервную деятельность, активизирует двигательные центры, вызывает радостное настроение, генерирует энергию мышц.

Зеленый. Оказывает освежающее и одновременно успокаивающее действие на организм, повышает мышечную работоспособность на долгое время, физиологически оптимален. Воздействует противоположно красному.

Голубой. Успокаивающий цвет, снижает мышечное напряжение, освежает, настраивает на терпение.

Синий. Успокаивающее действие переходит в угнетающее, способствует торможению функций физиологических систем человека, длительное воздействие синего может вогнать в депрессию.

Фиолетовый. Соединяет эффект красного и синего. Производит угнетающее воздействие на нервную систему.

 

3. Психология сочетания цветов

Психологами установлено, что количество используемых цветов непосредственно влияет на эффективность воздействия рекламного сообщения. Если эффективность восприятия черно-белого изображения принять за 100%, то эффективность двухцветного возрастает на 20%, а многоцветного — на 40%. В рекламных целях, как правило, принято не применять более двух различных цветов, но их можно разнообразить за счет похожих оттенков, поскольку это создает ощущение цветовой последовательности и не раздражает зрения.

При создании нового продукта очень важно учитывать, что в последствии он становится более успешным при правильном использовании цветовой гаммы, которая со временем становится фирменной цветовой гаммой. Нужно также учитывать тот факт, что цвета имеют свойство отображаться один в другом. Это значит, что стоящие рядом цвета могут усиливать, или сводить на нет, действие друг друга. Так, сигареты в коричнево-белой пачке, за счет белого цвета, кажутся слабее тех, что в коричневой. Они же в коричнево-синей или коричнево-золотой приобретают не только крепкий, но и несколько, аристократичный вкус.

Иногда несколько цветов расположенных рядом дают совершенно неожиданный эффект. Например, красный олицетворяет энергию, движение, опасность, ярость, а чёрный - тайну, печаль, грусть, но сочетание же красного и чёрного сразу же преобразуется во что-то экстравагантное, пикантное, манящее. А вот сочетание красного с другим, ярким и эмоционально насыщенным цветом, может смотреться безвкусно и раздражать глаз. Поэтому все цвета должны гармонировать друг с другом, уравновешивать, но не подавлять. Цвет, который должен нести главный психологический и эмоциональный посыл должен быть главным и доминирующим.

 

 4. Психология восприятия формы

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестезического анализаторов.

В восприятии формы предметов принимают участие три основные группы факторов:

1. Врожденная способность нервных клеток коры головного мозга избирательно реагировать на элементы изображений, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Такие клетки называются клетками-детекторами. Благодаря свойствам своих рецептивных полей, они выделяют в зрительном поле вполне определенные элементы, например световые линии конкретной длины, ширины и наклона, острые углы, контрасты, изломы на контурных изображениях.

2. Законы образования фигур, форм и контуров, выделенные гештальтпсихологами: целостность, устойчивость, завершенность воспринимаемых объектов и др.

 3. Жизненный опыт, получаемый при восприятии объектов.

Зрительное восприятие формы предмета определяется также условиями наблюдения: величиной предмета, его расстоянием от глаз наблюдателя, освещенностью, контрастом между яркостью объекта и фона и т. п.

Воздействие определенных форм на человека было замечено еще в глубокой древности. Позднее специальными исследованиями было научно установлено, что форма, как и цвет, эмоционально воздействует на человека.

Доказано, что форма экрана, на котором располагается объект, определенным образом организует процесс поиска на нем слабозаметных сигналов, организующим влиянием обладает и форма изобразительной поверхности.

Квадратная, прямоугольная, круглая, овальная, треугольная плоскости по-разному распределяют внимание зрителя. Простые геометрические формы быстрее воспринимаются зрителем и лучше запоминаются по сравнению со сложными неправильными формами.

Психологам хорошо известны некоторые приемы привлечения внимания людей за счет формы, придаваемой объекту восприятия. В частности, эффективным способом привлечения внимания является выделение по какому-нибудь признаку одного элемента среди других. Так, наиболее выступающий угол четырехугольника становится независимо от его пространственного положения местом концентрации внимания. Исследованиями установлено, что даже непредметная форма может привлечь внимание и произвести сильное впечатление.

 

Определенное воздействие на восприятие информации оказывают формы линий. Считается, что вертикальные или горизонтальные прямые линии ассоциируются со спокойствием, ясностью и даже солидарностью, а изогнутые – с изяществом и непринужденностью. Однако это справедливо в определенных условиях, например чем чаще горизонтальные или вертикальные линии и чем контрастнее цвета, выбранные для изображения, тем более неприятные ощущения они производят. Эти особенности проявляются также, если зритель находится в стрессовом состоянии.

Зигзагообразные линии передают впечатление резкого изменения, концентрации силы, быстрого высвобождения энергии. Несбалансированные формы вызывают ощущение дискомфорта. Незамысловатые и симметричные формы «прочитываются» гораздо быстрее других, привлекают внимание.

 

Таким образом, учитывая особенности восприятия цвета и формы, можно создавать продукты, которые будут привлекать внимание, вызывать положительные эмоции и способствовать активному продвижению товара на рынке.

 

Автор: Аскарова Асель

 

Похожие материалы:

Собираем не дорогой компьютер для работы с графикой

 

Ваша новая профессия - Мыслить образами

О креативе и креативных технологиях

Физиологические основы восприятия

Основы Photoshop: Англо-Русский словарь

Психология и философия цвета

Правила работы за компьютером

психология восприятия цвета и формы

 

 

Статьи, переводы, изображения и торговые марки принадлежат их авторам и владельцам.

Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Articles, translations, images and trademarks belong to their respective authors and owners.

All contents reflect the views of its authors only.

Copyright (c) 3d-y.kz, 2009-2011.

 

О портале 3D-Y.KZ, о школе, отзывы, в аренду классы...

free counters
Free counters
Besucherzahler most beautiful Russian Brides
счетчик посещений

Мы с вами

Пишите нам

Мы с вами на Facebook

Мы с вами Вконтакте

Наш канал на YouTube

Мы в Instagram

Подписка на новости портала

Введите в поле справа цифры с картинки слева

Наши партнёры

Лаборатория дизайна

© 2010-2016 «3D-Угольник». Школа Дизайна и Компьютерной Графики

+7 (727) 327-14-19, +7 701 228 72 16 support@3d-y.kz